Главная страница » Этапы виртуальной выставки » Этап 3
31.07.2019
Все этапы виртуальной выставки

Этап 3

Мосты, объединяющие нас

Болгары

Из фондов Болгарского музея-заповедника

Представляем вашему вниманию окрестности Болгара, берег и реку Волгу. 

Глазов

Из фондов Глазовского краеведческого музей

 

Город Глазов располагается на левом берегу реки Чепцы. Чепца – это левый приток реки Вятки длиной 503 км.
В дореволюционное время река Чепца была судоходной, по ней в период навигации ходили плоскодонные пароходы. Вплоть до 20 века через реку не было настоящих мостов.

В 1958 г. началось строительство железобетонного моста с участием опытных специалистов, которые строили и восстанавливали мосты на Украине, Белоруссии, Казахстане. Мост был выстроен досрочно, в 1960 г. Для испытания объекта на крепость и надежность использовали четыре «МАЗА», груженые камнями. Только после этого приёмная комиссия произвела торжественное разрезание красной ленточки. Длина моста 160 м., ширина проезжей части 8,5 м., с обеих сторон проезжей части пешеходные дорожки шириной в метр.
Зимой 2017-2018 года мост был отремонтирован впервые с момента постройки на средства от государственной системы «Платон». Открытие обновлённого объекта было отмечено символическим проездом ретро автомобиля «Волга» ГАЗ-21, также 1960 года выпуска.

Йошкар-Ола

Из фондов Музея истории города Йошкар-Олы 

 

На берегах реки Малая  Кокшага  раскинулась столица Марийской республики – город Йошкар-Ола. Являясь самой длинной рекой республики Марий Эл. Малая Кокшага имеет протяженность 194 км.

Первоначально Вознесенский мост был деревянный, построенный в 1822г. Это был первый мост в городе, который связал его с восточными уездами. Располагался он почти на том же месте, что современный Вознесенский (на несколько метров севернее). Он стоял на деревянных сваях, защищенных с северной стороны деревянными ледорезами.

Много раз Вознесенский мост перестраивался, стал пешеходным, а в 1981 году был вообще снесен в связи со строительством нового железобетонного.

 

Из фондов Музея истории города Йошкар-Олы

Вараксинский мост открыт в апреле 1976 года. Длина моста – 127 м, ширина 13 м. С 12 декабря 1991 года носит название Вараксинский. Название моста связано с близлежащей деревней Вараксино. Вараксино, в последствии, превратилась в городскую улицу Чапаева и является по сей день продолжением улицы Вознесенской с северной стороны.

 

Из фондов Музея истории города Йошкар-Олы 

Центральный мост соединяет центр города с заречной частью города Йошкар-Олы, в которой расположены жилые микрорайоны. Проектировщик – Р.С. Абагян. Интерсная судьба этого моста. Он был спроектирован за много лет до своего открытия, в 1962 году. Известные советские юмористы Штепсель и Тарапунька шутили по этому поводу, задавая зрителям вопрос, какой самый длинный мост в России, на что ответом был Центральный мост города Йошкар-Олы. Из-за долгого его строительства. Строился мост посуху. Русло реки под ним прорыли после завершения строительства.

 

Из фондов Музея истории города Йошкар-Олы

Театральный мост был открыт в 1984 году, когда построили Академический Русский театр драмы им. Константинова на правом берегу реки Малой Кокшаги. Теперь жителям заречной части города можно было попасть прямиком в театр.

 

Из фондов Музея истории города Йошкар-Олы

Парковый единственный в городе подвесной мост. Открыт в 1980 году. Изначально планировался в качестве моста под тепломагистральные сети городской ТЭЦ-1, однако перед строительством было принято решение о совмещении пешеходной и трубопроводной составляющей в едином проекте.

 

Из фондов Музея истории города Йошкар-Олы 

Воскресенский мост торжественно открыли 8 декабря 2011 года. Мост соединяет Воскресенскую набережную и Патриаршую площадь. Полная длина моста составляет 115 м., ширина – 4,5 м., масса – 152 т. Высота относительно глади воды – около 5 метров. Вдоль ограждений моста установлены светильники паркового типа. Воскресенский мост – единственный мост в России с полностью гранитным покрытием пешеходной части.

 

Из фондов Музея истории города Йошкар-Олы 

Гоголевский мост – самый молодой в городе, соединивший его заречную и центральную части. Был открыт 24 декабря 2012г. Неподалеку от моста находится памятник Гоголю.

Казань

Из фондов Музея естественной истории Татарстана 

Сезонный «плавучий» мост у Казанского кремля в 1830-е. Вид Казанской крепости. Из альбома: Перспективные виды губернского города Казани, рисованы с натуры, литографированы и изданы Василием Туриным. — Москва, 1834.

 

Из фондов Музея естественной истории Татарстана 

Вид на Кизический мост начала 20 века

 

Из фондов Музея естественной истории Татарстана 

Мост Миллениум - вантовый мост в Казани через реку Казанка. Построен в 2007 году. Является самым высоким в городе. Назван в честь тысячелетнего юбилея.

Соединяет Ново-Савиновский и Вахитовский районы.

Общая длина – 835 м, ширина – 28 м. Отличительная особенность – 45-метровый пилон в форме буквы "М", имеющий ночную подсветку.

Нижний Новгород

Из фондов Государственного музея А.М. Горького 

Город Нижний Новгород расположился на двух берегах, на слиянии двух крупных рек - Волги и её притока Оки и на сегодняшний день на территории города насчитывается девять больших мостов, шесть из которых пересекают Оку, и три проложены через Волгу. 
Старейшим и первым постоянным мостом города считается Канавинский мост, соединяющий берега Нижнего Новгорода на Стрелке Оки и Волги, которую называют геометрическим центром Русской равнины. 
Канавинский мост и сегодня соединяет верхнюю часть города с нижней, объединяет нижегородцев, воссоединяет современность с историей. 

Самара

Из фондов Музея им. П.В. Алабина

Кировский мост — мост вантовой конструкции через реку Самару в городе Самаре, открытый в 2014 году. Выход на мост со стороны города осуществляется с проспекта Кирова.

10 октября 2014 года в присутствии губернатора Самарской области Николая Меркушкина и министра транспорта Российской Федерации Максима Соколова состоялось открытие моста. Движение было открыто на участке от проспекта Кирова до автодороги Белозёрки—Чёрновский—Николаевка.

Через два года была достроена дорожная развязка, соединяющая мост с обводной дорогой Самары в Волжском районе.

 

Из фондов Музея им. П.В. Алабина

Южный мост — железобетонный мост через реку Самару в городе Самаре, построенный в 1974 году. Соединяет Железнодорожный и Куйбышевский районы города. Выход на мост осуществляется с улицы Авроры и переходит в Южное шоссе на левом берегу реки.

По данным газеты «Комсомольская правда», в час по Южному мосту проезжает более 6 тысяч машин

Саратов

Из фондов Саратовского областного музея краеведения

Автодорожный мост через Волгу, соединивший города Саратов и Энгельс, стал одним из главных символов современного Саратова. В 1960-е годы он был крупнейшим в Европе. Протяженность моста составила 2803,7 метров, ширина - 15 метров. Мост установлен на 39 мостовых опорах; длина судоходных пролетных строений превышает 160 метров. 
Строительству автодорожного моста через Волгу был посвящен художественный фильм «Строится мост», выпущенный на экраны в мае 1966 года. В фильме снимались Олег Табаков, Галина Волчек, Евгений Евстигнеев, Людмила Гурченко, Олег Даль, Олег Ефремов и другие актеры московского театра «Современник». 

Сызрань

Из фондов Краеведческого музя г.о. Сызрань 

Сызрань часто называют «Волжской Венецией» и городом мостов, так как по территории города протекает пять рек. А в центре города сливаются воды трех рек - Волги, Сызранки и Крымзы, которые образуют полуостров, хорошо видимый с высоты птичьего полета. 
Почти сразу же после основания города-крепости (Сызрани уже 335 лет) на другом берегу реки Крымзы появилась Ильинская слобода, названная так по построенному там храму пророка Илии.
Слобода соединялась с центральной частью города низким деревянным мостом, который часто затапливался в половодье, в результате попасть на другой берег можно было только на лодках.
Поэтому, на рубеже XIX - XX веков, был построен новый высокий каменный мост для передвижения гужевого транспорта. Мост называли красным, то есть красивым.
В марте 2000 года мост был закрыт на реконструкцию, в рамках которой он был полностью обновлен и приведен в порядок. А недавно поставленные ограждения красного цвета по праву дают Ильинскому мосту и сейчас носить название «красный». 

 

Из фондов Краеведческого музя г.о. Сызрань 

Александровский мост.
30 августа 1880 года состоялось торжественное открытие моста. Его приурочили к 25-летию царствования императора Александра II.
Министр путей сообщения, генерал-адъютант Константин Николаевич Посьет объявил о наименовании моста Александровским, о «выбитии в память сего события особой медали» с изображением Александра II и перерезал широкую голубую ленту со сделанной на ней золотой надписью: «Александровский мост через р. Волгу». При этом на берегу около моста были накрыты столы для праздничного обеда, куда пригласили всех рабочих.
Весь Александровский мостовой переход растянулся на более чем 10 километров.

Проект моста разработал выдающийся русский инженер и ученый в области строительной механики и мостостроения профессор Петербургского института путей сообщения Н.А. Белелюбский.
Грандиозные планы ученого воплощал в жизнь талантливый инженер-мостостроитель Владимир Березин. 
Сборкой моста заведовал молодой инженер Константин Михайловский.
Строительство курировал лично император Александр II из-за стратегической важности объекта.

Тольятти

Из фондов Городского музейного комплекса

«Наследие» 

Строительство Куйбышевской ГЭС близ Ставрополя на Волге началось в 1950-м, закончилось в 1957 году. Плотина ГЭС стала не только мостом, соединившим берега Волги, но – для Ставрополя – и мостом в новую жизнь. 
21 августа 1950 года было вынесено Постановление Совета Министров СССР о строительстве Куйбышевской ГЭС. Строительство ГЭС было осуществлено очень быстро: уже 31 декабря 1955 года ГЭС выработала первый миллион квт/ч электроэнергии. 
Строительство самой крупной на тот момент гидроэлектростанции повлекло стремительное пребывание в район города Ставрополь и его окрестности гидростроителей, специалистов, заключенных. Для строителей ГЭС в 1950 году начали строиться рабочие городки – Портпосёлок, Соцгород, Шлюзовой и Кунеевка (пос. Комсомольский). Сейчас это микрорайоны Тольятти. 
Одновременно с возведением поселков для строителей КуГЭС шла застройка Нового города у плотины Куйбышеской ГЭС и подготовка к переносу города Ставрополя из зоны затопления.
Для Нового города было выбрано возвышенное место, примерно в 10 км от Ставрополя. В мае 1953 года начался перенос жилых домов города. Первым перенесенным домом стал дом Василия Константиновича Старикова. Сегодня в нем расположен городской музейный комплекс «Наследие». Всего из Ставрополя в Новый город было перенесено более 2,5 тысяч строений. 
В 1964 году Ставрополь был переименован в город Тольятти. 

Ульяновск

Из фондов Ульяновского областного краеведческого музея им. И.А. Гончарова

Императорский мост.

Железнодорожный мост был построен в 1913 – 1916 гг. по проекту известнейшего инженера Николая Аполлоновича Белелюбского. 
Вопрос о строительстве железнодорожного моста через Волгу возник в конце XIX века, после того, как в Симбирске была построена железная дорога. Решение о строительстве моста было принято при содействии премьер-министра России П.А.Столыпина в 1910 г. 
Закладка моста состоялась 3 марта 1913 г. В смету было заложено 15 миллионов рублей, а на стройке трудились четыре тысячи рабочих. 
На строительстве использовалась невиданная в Симбирске техника: кессоны, опускные колодцы, экскаваторы, краны с электрическим приводом. Мост стал одним из последних в России, на котором не использовалась сварка (Белелюбский впервые в мировой практике применил литое русское железо). 

Мост получил название в честь Николая II – «Романовский». После революции 1917 года его переименовали в «Мост Свободы». Сейчас мост называется «Императорский». 
В середине ХХ века была построена автомобильная очередь моста. А в 2003-2008 гг. на железнодорожном мосту в рамках реконструкции круглые, ажурные фермы заменили на трапециевидные. 

 

Из фондов Ульяновского областного краеведческого музея им. И.А. Гончарова 

Президентский мост — автомобильный двухъярусный мост через реку Волгу в городе Ульяновске. Соединяет правобережную и левобережную части города, проходя через акваторию Куйбышевского водохранилища. Строительство моста началось в 1986 году, а первая очередь была сдана в 2009 году. Мост находится в 5 км выше по течению Императорского авто-железнодорожного моста. Президентский мост в Ульяновске является самым длинным мостом в России — его длина составляет 5 километров 825 метров, а общая длина мостового перехода — 12 970 метров.

Чебоксары

Из фондов  Чувашского национального музея

Цивильский мост — первый железобетонный мост в Чувашии. Возведен в Цивильске в 1913 году немецкими мастерами. Уникален еще тем, что представляет собой сплошной монолит. 
Строили его с использованием опалубки, в которую заливался бетон.На данный момент мост стоит вдали от дороги M7, но раньше, когда большие дороги обязательно проходили через города, а не в обход, он стоял на Владимирском тракте.

 

Из фондов  Чувашского национального музея

Одним из интересных и малоизвестных мостов Чувашии является Мокри́нский железнодорожный мост — исторический железобетонный арочный виадук, железнодорожный переезд через речку У́тка, расположенный в деревне Мокры Канашского района Чувашской Республики. Высота моста 34 м, длина — 360 м, ширина — 4 м, мост стоит на 16 бетонных столбах, образующих 15 арочных пролётов. Общая длина моста — 1200 м. 
Основные даты строительства моста в источниках разнятся: 
Строительство моста началось в 1914 году, завершилось в 1918 году. Работы по строительству проходили под руководством и контролем немецкого инженера-проектировщика Гехарда Шумахера.

^