Этап 6
«Узоры Поволжья»: национальная вышивка
Болгары |
Вышивка на мужской и женской одежде Из фондов Болгарского музея-заповедника |
Любой национальный костюм или изделие украшались изящными вышивками и орнаментами. |
|
Воткинск |
Мужская рубаха Из фондов Музея-усадьбы П.И. Чайковского в Воткинске |
Вышивкой украшали одежду: рубахи, сарафаны, фартуки (передники), головные уборы. Начиная с XVIII века, вышивкой начинают заниматься практически все слои населения, но в основном девушки-крестьянки. Каждая вышивка в то время имела свое особое значение. Чаще всего, вышитая на одежде, она служила оберегом. Для этого её наносили на ворот, грудь, рукава, подол. Особенно ценными считались изделия, вышитые за один день. Начинали работу на рассвете, и если удавалось закончить работу до захода солнца, то изделие считалось идеально чистым и способным защитить от злых сил, стихийных бедствий, болезней и других напастей. |
|
Глазов |
Рукав женского костюма косинской группы удмуртов кон. XIX в. Из фондов Глазовского краеведческого музея |
Женская рубаха «гордэн» (то есть «с красным») являлась частью свадебного и праздничного костюма. На рукаве - широкая продольная полоса рельефной пышной вышивки, выполненная красным шелком. Техническое исполнение этого своеобразного орнамента остается нераскрытым. С изнаночной стороны ясно видны четкие очертания графичного раппортного узора, состоящего из ромбов с крючками и различными ответвлениями. Узелки отсутствуют! |
|
Йошкар-Ола |
Рубаха женская. Луговые мари. Царевококшайский уезд Казанской губернии. Нач. ХХ в. Из фондов Национального музея Республики Марий Эл им. Т. Евсеева |
Широкое распространение в орнаменте марийской вышивки получили изображения зверей и птиц. Среди них встречаются излюбленные мотивы птиц, коня, оленя и других живых существ. Они обычно комбинируются с растительными формами цветка, листа, ветки, с мотивом крючка, рогов в виде двух противоположных завитков. Олицетворение природы было связано с религиозным мировоззрением марийцев. Изображение животных и птиц имели магическое значение. |
|
|
Платок женский свадебный. Луговые мари. Уржумский уезд Вятской губернии губернии. Кон. ХIХ в Из фондов Национального музея Республики Марий Эл им. Т. Евсеева |
Особого внимания заслуживает вышивка женских головных уборов, являющаяся наиболее стойкой и отличающаяся большим разнообразием узоров. В ней сохраняется традиционный орнамент, расцветка и характер исполнения. Ни один рисунок не является точным повторением другого, каждый из них имеет характер индивидуального почерка. |
|
Казань |
Скатерть Из фондов Музея-заповедника «Казанский Кремль» |
|
|
Киров |
Вышивка на рукаве кофты Из фондов Кировского областного краеведческого музея |
Наиболее часто в украшенных вышивкой изделиях, хранящихся в Кировском областном краеведческом музее является растительный орнамент, который составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, ветвей, геометризированных растений и т.п. Вышивка на рубахе имела особое значение: она не только украшала, но должна была оберегать, защищать женщину. |
|
|
Вышивка на рукаве кофты Из фондов Кировского областного краеведческого музея |
Основу вышивки составляет орнамент, состоящий из ряда ритмически упорядоченных элементов. Элементы имеют очертания геометрических фигур. Огромную роль в орнаменте играет цвет. Особенно любили использовать в вышивке цвет красный. Красный цвет – это огонь, тепло, солнце, цвет нашей крови, а значит, цвет жизни. Красный цвет в народной культуре был оберегом. |
|
|
Вышивка на рукаве кофты Из фондов Кировского областного краеведческого музея |
Иногда в качестве орнамента вышиваются буквы алфавита на старославянский манер. |
|
Козьмодемьянск |
Фрагмент поясной подвески. Горные марийцы. Конец 19 - начало 20 века Из фондов «Козьмодемьянского культурно-исторического музейного комплекса» |
Вышивать умела каждая женщина, по вышивке судили об ее способностях. Традиционная вышивка выполнялась без предварительного рисунка по счету нитей холста. Вышивание требовало большого мастерства. Узор необходимо было расположить на определенной поверхности таким образом, чтобы не нарушить законы симметрии. Марийские женщины стремились как можно раньше научить своих дочерей искусству вышивания. Неумение вышивать считалось большим недостатком. По вышивке судили о трудолюбии девушки. |
|
|
Фрагмент передника. Луговые марийцы. Начало 21 века Из фондов «Козьмодемьянского культурно-исторического музейного комплекса» |
|
|
|
Фрагмент шейно-головного полотенца замужних женщин - шарпан. Горные марийцы. Конец 19 - начало 20 века Из фондов «Козьмодемьянского культурно-исторического музейного комплекса» |
В марийской вышивке встречаются три типа орнамента: геометрический, растительный и животный (зооморфный). Геометрический орнамент - состоит из сочетаний фигур в виде ромбов, квадратов, углов, прямых полос, ломанных и кривых линий, крестов, реже кругов, овалов и сложно-узорных мотивов. Узор строится из разных элементов. Растительный орнамент состоит из цветов, букетов, сложных и простых листьев. Вышивка идёт извилистой линией в виде волнообразной ветки с листьями и цветами. Зооморфный или животный орнамент изображается в виде головок коней, птиц направленных в одну сторону или обращенные друг к другу, часто комбинируются с растительными элементами в виде листьев, цветов и веток. Считалось, что если вышить на своей одежде животных, то это спасёт от беды. Часто вышивали утку и лебедя, так как считали, что утка дала начало роду мари, а лебедь - символ добра и красоты. Композиция и принцип размещения орнамента были подчинены форме, размерам и назначению украшаемого предмета |
|
Майна |
Вышитые рушники, скатерти Из фондов Майнского историко-краеведческого музея |
Вышивка – это ярчайшее явление народной культуры. Свой опыт, мастерицы передавали из поколения в поколение. В настоящее время традиции вышивания возрождаются. |
|
Нижний Новгород |
Кружево Из фондов Государственного музея А.М. Горького |
Кружевоплетении - один из самых красивых и изысканных видов народного прикладного искусства. |
|
Новая Малыкла |
Вышивка Из фондов Новомалыклинского районного историко-краеведческого музея |
|
|
Оренбург |
Из фондов Оренбургского губернаторского музея |
Элементы шитого орнамента были не только украшением. Они несли смысловую и ритуальную нагрузку. Их можно не только рассматривать, но и читать, часто они выполняли роль заговоров и оберегов и язык их всегда был понятен людям. Символы — это информация, в основе их лежат сведения о строении Мироздания и процессах, происходящих в нём. Люди издавна считали, что если правильно использовать символ в вышивке, можно достичь конкретного результата: улучшить здоровье, уберечься от сглаза, порчи, укрепить отношения в семье. |
|
Пенза |
«Ширинка» – часть головного убора «сорока», вид сзади. Село Большая Ижмора Керенского уезда Пензенской губ. Вторая пол.19 в Из фондов Пензенского государственного краеведческого музея |
Головной убор «сорока» состоит из многих частей (иногда их больше десятка), но «сорока» из Б. Ижморы состоит всего из четырех деталей: это шлычка, ширинка, налобник и махры. Четырехугольная «ширинка» из холста надевается поверх шлычки. Она обшита по краям полосами красной фабричной ткани и длинной темной бахромой. Со всех сторон вышита кайма из повторяющихся четырехугольных мотивов; на углах, расположенных при надевании спереди и сзади, рядом с каймой такие же мотивы сгруппированы по четыре и обведены особой узкой каемкой. Основной цвет вышивки темно-красный с небольшими включениями зеленого, оранжевого, синего, кораллового цветов |
|
|
Две работы Т.Г. Чагоровой Панно.1996 г., х/б ткань, батик горячий р. Из фондов Пензенской картинной галереи им. К. А. Савицкого |
Пензенская художница Татьяна Чагорова в своих работах в технике "батик" большое внимание уделяет отражению традиций русского народа. Героини ее произведений "Святочные гадания" и "Плач невесты" одеты в нарядные платья с вышитыми узорами. |
|
Радищево |
Рушники Из фондов Радищевского краеведческого музея |
|
|
Самара |
Женская рубаха. Предположительный период создания – 1891-1910 г. Из фондов Музея им. П.В. Алабина |
Самарская губерния является уникальным регионом, поскольку именно здесь ярко прослеживается влияние как северных, так и южных традиций пошива одежды. Проживая на одной территории, люди неизбежно перенимали традиции других народностей. |
|
Саранск |
«Мордовские вышивальщицы. Приданое» (1972 г.) Картина народного художника Мордовии И.И.Сидельникова Из фондов Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи |
Источником вдохновения для художника послужила народная традиция, связанная с подготовкой к свадьбе. Согласно старинному обычаю, невеста с подругами вышивали свадебное покрывало - «вертолда». За этим занятием художник показывает крупным планом фигуры трех девушек в национальных костюмах. |
|
Саранск |
Образцы мокшанских и эрзянских вышивок Из фондов Мордовского краеведческого музея им. И.Д. Воронина |
|
|
Сарапуль |
Женские головные уборы, украшенные богатой вышивкой Из фондов Сарапульского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника |
|
|
Саратов |
Крестильная рубашечка Из фондов Музея-усадьбы Н.Г. Чернышевского |
На выставке представлена крестильная рубашечка из тонкой кисеи с кружевами, атласным бантом и вышивкой гладью служила четырем поколениям семьи Чернышевских. В 1833 году в ней крестили Ольгу Сократовну Чернышевскую, в 1858 году – Михаила Николаевича Чернышевского, в 1891 году Марианну Михайловну Чернышевскую, в 1915 году правнучку Н.Г. Чернышевского, Валентину Сергеевну. |
|
|
Мешочек – сумочка Из фондов Музея-усадьбы Н.Г. Чернышевского |
Мешочек – сумочка из зеленого шелка предназначался для театра. Принадлежал Екатерине Николаевне Пыпиной, двоюродной сестре Н.Г. Чернышевского. По бокам и в центре вышивка, которая сделана рукой Евгении Николаевны Пыпиной. Вышивка гладью. Черный шелк, цветные нити. Середина 19 века. |
|
Свияжск |
Образцы традиционной народной вышивки из фондов Музея-заповедника «Остров-град Свияжск». |
Вышивка была одним из основных занятий женщин. К вышиванию приучали с детства, вышитые вещи (предметы одежды, ткани для интерьера дома) входили в приданое. По тому, насколько красиво и аккуратно вышивала девушка, судили о её способности вести домашнее хозяйство. Умелые вышивальщицы считались самыми завидными невестами. |
|
Сызрань |
«Рушники» Из фондов Краеведческого музя г.о. Сызрань |
Полотенца сшиты из домотканого полотна. На концах украшены вышивкой и кружевными вставками. Вышивка выполнена в технике «крест» красными и черными нитями. В народном искусстве орнаменты являются не просто украшением. Все знаки имеют определённое значение. Орнамент воспринимался своеобразным рисунчатым письмом. Письмо это было не простое, а священное и предназначалось высшим силам, от которых люди зависели, и потому значение орнамента было магическим Орнамент – это заклинание, но не словесное, которое действует временно, а нарисованное, и потому действующее постоянно. |
|
Сурское |
Чувашская и русская национальная вышивка начала и середины 20века Из фондов Сурского районного историко-краеведческого музея |
|
|
Тольятти |
Мужская рубаха 1950-х гг. Из фондов Городского музейного комплекса «Наследие» |
Передняя планка рубахи и низ рукавов украшены вышивкой, традиционной для чувашского костюма. Основным элементом орнамента на представленной рубахе является ромб, символизирующий «Мать сыру землю». Этот элемент позволяет развивать творческие таланты, любая деятельность под покровительством этого знака приносит существенные плоды, что всегда было немаловажно для мужчины.
|
|
Ульяновск |
Национальная чувашская вышивка Из фондов Ульяновского областного краеведческого музея им. И.А. Гончарова |
Как правило, орнамент чувашской вышивки имеет строго геометрическую форму. Рисунки представляют собой розетки. Вышивка плотная, при этом не имеет узлов. То есть с обеих сторон выглядит одинаково. |
|
|
«Вышивка» Из фондов Ульяновского областного краеведческого музея им. И.А. Гончарова |
Вышивка как элемент традиционной культуры была наиболее любима татарскими мастерицами. «Татарки – большие рукодельницы: скатерти, платки и полотенца их работ, очень красивы», - отмечено известным этнографом XIX в. К.Ф. Фуксом. Наиболее популярным было и по сей день остается тамбурное шитье. |
|
Чебоксары |
Жениховый платок Из фондов Чувашского национального музея |
По обычаю, девушка дарила жениху собственноручно вышитый платок в день сватовства. А в день свадьбы молодой ходил с ним на плече, демонстрируя мастерство своей суженой. |
|
|
«Кĕскĕ» вышитые «розетки» на чувашской женской рубахе в области груди, XIX век. Из фондов Чувашского национального музея |
Вышивание — самый массовый вид декоративно-прикладного искусства в Чувашии. Еще в начале XX века этим мастерством владели все чувашские девушки. К рукоделию девочек приобщали в 5-летнем возрасте. С 12–14 лет они осваивали более сложные приемы и к совершеннолетию должны были подготовить достойное приданое. Чувашская вышивка, единственная в своем роде, не имеет узлов и с обеих сторон выглядит одинаково. |
|
Яльчикск |
Головной платок Из фондов Яльчикского историко-краеведческого народного музея |
|